Состояние и проблемы сохранения природных ресурсов в бассейнах великих рек россии
Сб, 20/03/2010 - 22:55
ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ДОКЛАДЫ
Тарасов Н. М., Заместитель министра Природных ресурсов Российской Федерации (г. Москва)
СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ В БАССЕЙНАХ ВЕЛИКИХ РЕК РОССИИ
Проблемы экологической безопасности, возникшие в мире и в Российской Федерации на рубеже третьего тысячелетия, являются следствием многих причин: расточительного использования природных ресурсов; роста масштабов интенсификации добычи природных ресурсов для нужд экономики страны; несовершенства применяемых технологий и нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в области природопользования и охраны окружающей среды.
Значительной экологической, социально-экономической и санитарно-гигиенической проблемой в Российской Федерации становится качество вод поверхностных водных объектов – источников питьевого водоснабжения населения.
Водные ресурсы России, включая поверхностные и подземные источники, составляют более 20% мировых запасов пресной воды. Среднемноголетний речной сток 2,9 млн рек составляет около 4300 куб. км. Суммарный забор свежей воды из природных водоисточников стабилизировался в диапазоне 80-85 куб. км, что составляет около 2 % от общих ежегодно возобновляемых ресурсов. Из этого объема свыше 11 куб. км приходится на подземные воды.
В целом для России и многих ее регионов, проблема стабильного водоснабжения стала весьма актуальной и требует реализации комплекса нормативных, экономических и водохозяйственных мер межотраслевого уровня, обеспечивающих минимизацию сброса неочищенных сточных вод, защиту водоисточников от антропогенного загрязнения, улучшение качества воды, используемой для питьевых нужд населения.
По территории страны протекает значительное количество всемирно известных рек, которые с полным правом можно именовать великими: Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур.
Великие реки России своими бассейнами охватывают свыше 11 млн кв. км (65%) от общей территории государства. В совокупности в их бассейнах формируется более 2160 куб. км (50%) ежегодного водного стока страны. Эти реки и их притоки являются важнейшими экономическими и социально-хозяйственными стержнями России, крупнейшими транспортными системами, обеспечивающими масштабные грузоперевозки сырья и продукции, основой производственно-хозяйственной инфраструктуры, в которой сосредоточена основная масса населения страны.
Рассматривая природоресурсный потенциал бассейнов великих рек, следует указать, что в их пределах расположено более 80% так называемых "эффективных территорий" России (общая площадь 5,51 млн кв. км), комфортных для проживания и нормальной жизнедеятельности населения, связанной с традиционными формами хозяйствования (земледелие, животноводство, рыболовство, традиционные промыслы).
Именно в бассейнах великих рек ведется активная эксплуатация важнейших природных богатств страны: добыча, переработка и транспортировка строительного сырья, основных объемов топливно-энергетических ресурсов; руд черных и цветных металлов; заготовка и переработка леса; использование и воспроизводство биоресурсов.
Интенсификация природопользования в бассейнах великих рек сопровождалась чрезмерной распашкой и истощением земель, вырубкой и сведением лесов, нарушением геологической среды. Природные биогеоценозы на значительных площадях бассейнов великих рек превращались в искусственные ландшафты.
Бассейн Волги
В бассейне р. Волги расположены 38 субъектов Российской Федерации, из них: 8 республик и 30 областей, относимых к четырем федеральным округам. Территория водосборного бассейна оценивается в 1358 тыс. кв. км, что составляет 62,2% Европейской части страны, 8% площади России, почти 13% территории Европы.
Непосредственно в Волгу впадает 2600 рек, а всего в бассейне насчитывается более 150 тыс. водотоков длиной более 10 км. Крупнейшими ее притоками являются Ока и Кама. Водосбор малых рек составляет 45%.
Большую роль в формировании водного режима Волги играют подземные воды. Потенциальные эксплуатационные запасы подземных вод в бассейне Волги составляют 39,7 куб. км в год.
Каскад Волжских гидроузлов имеет установленную мощность 11,6 млн кВт со среднегодовой выработкой электроэнергии около 36 млрд кВт. ч.
Крупнейшим водопотребителем бассейна является Московский мегаполис, где на площади менее 0,3% от общей территории России сосредоточено более 10% населения страны и требуется 2,7 куб. км воды в год.
Бассейн р. Волги - один из наиболее крупных в стране по концентрации и добыче нефтегазовых ресурсов. В регионе около 450 месторождений нефти и газа. Добыча, транспортировка и переработка нефте-газоресурсов в регионе (Ярославский, Рязанский, Новоуфимский, Новокуйбышевский, Саратовский и др. НПЗ) еще в большей степени увеличивают техногенную нагрузку и риск аварийных загрязнений р. Волги и ее водохранилищ нефтепродуктами.
Нефтепродукты, соединения железа и меди, легкоокисляемые органические вещества и многие другие токсичные вещества относятся к наиболее характерным загрязняющим веществам бассейна Волги. В целом количество и перечень загрязняющих веществ в р. Волге и ее водохранилищах в течение ряда лет практически не меняется, оставаясь на высоком уровне, что еще более обостряет ситуацию с питьевым водоснабжением региона.
Вода Угличского водохранилища оценивается как «очень загрязненная» и «весьма загрязненная», Рыбинского – «грязная», в отдельных створах - «весьма загрязненная», Горьковского - «очень загрязненная». К наиболее характерным загрязняющим веществам относятся нефтепродукты и соединения меди.
Отрицательное влияние на качество воды Чебоксарского водохранилища оказывают сточные воды предприятий лесобумажной, нефтехимической, нефтеперерабатывающей, химической промышленности, а также судоходство. Водохранилище характеризуется устойчивым уровнем загрязненности воды формальдегидом. Вода водохранилища стабильно характеризуется в диапазоне от «загрязненной» до «грязной».
Куйбышевское водохранилище отличается более устойчивым уровнем загрязненности воды фенолами и менее устойчивым – соединениями железа. В целом вода Куйбышевского водохранилища в большинстве пунктов оценивается как “загрязненная”, в отдельных пунктах как “грязная” (г. г. Набережные Челны, Ульяновск). Качество воды притоков водохранилища оценивается от “слабо загрязненной” до “грязной”.
Вода Саратовского водохранилища в большинстве створов характеризуется как “весьма загрязненная” и “очень загрязненная”. Характерными загрязняющими веществами водохранилища являются соединения меди и цинка, легкоокисляемые органические вещества, фенолы.
Вода Волгоградского водохранилища и Нижней Волги оценивается в основном как «слабо загрязненная», в отдельных участках (с. Верхнее Лебяжье, г. Астрахань) как «грязная».
Река Ока и ее притоки подвержены значительному загрязнению сточными водами предприятий Московской, Калужской, Орловской, Тульской, Рязанской, Владимирской, Ивановской областей. Вода реки оценивается как «загрязненная», в некоторых створах как «грязная».
Качество воды р. Москва ухудшается по течению реки и характеризуется от «грязной» до «очень грязной» и «чрезвычайно грязной». Критическими загрязняющими веществами воды реки являются соединения меди, фенола, нитритный азот, нефтепродукты.
К наиболее характерным загрязняющим веществам р. Кама и её водохранилищ относятся соединения марганца, железа, меди, в меньшей степени - цинка. Диктующей осталась загрязненность воды р. Кама и ее водохранилищ соединениями марганца (3–12 ПДК). В большинстве створов вода р. Кама оценивается как “загрязненная”, створы Камского водохранилища ниже г. Соликамск и Нижнекамского водохранилища у с. Каракулино характеризуются как “грязные”.
Качество воды р. Урал в целом оценивается в диапазоне категорий от “умеренно загрязненная” до “загрязненная” (ниже г. Магнитогорска). К загрязняющим веществам воды р. Урал относятся соединения железа, меди, аммонийный и нитритный азот, легкоокисляемые органические вещества. Осталась высокой загрязненность воды притоков, в том числе р. Блявы у г. Медногорск. Нестабильная работа очистных сооружений и невыполнение Медногорским медно-серным комбинатом природоохранных мероприятий обуславливают чрезвычайно высокий уровень загрязненности воды реки соединениями меди до 295 ПДК, цинка – до 81 ПДК.
Подземные воды в бассейне Волги, в основном, загрязняются сульфатами, хлоридами, соединениями азота, нефтепродуктами, фенолами, соединениями тяжелых металлов, в том числе свинца, кадмия, ртути. На большинстве участков загрязнение подземных вод достигает 10 ПДК по одному ингредиенту.
Бассейн Оби
В результате возрастания масштабов хозяйственной деятельности в Западной и Восточной Сибири, недостаточных объемов финансирования природоохранных мероприятий усиливается кризисная экологическая ситуация в бассейне р. Оби.
В бассейне р. Оби забирается 9,3 куб. км воды, в т. ч. 1,8 куб. км подземных вод. Сброс сточных вод составляет 7,1 куб. км, из них загрязненной - 2,5 куб. км (35%), в т. ч. без очистки – 0,51 куб. км (7%). При суммарной мощности очистных сооружений в бассейне р. Оби 4,5 куб. км нормативную очистку проходят 24% (0,8 куб. км) сточных вод от общего объема стоков, требующих очистки (3,36 куб. км), что является результатом перегруженности и неэффективной работы имеющихся очистных сооружений.
На всем протяжении р. Обь загрязнена нефтепродуктами и фенолами, аммонийным азотом, соединениями меди и железа, а в нижнем течении – соединениями цинка. Качество воды р. Оби характеризуется в широком диапазоне от “слабо загрязненная” до “чрезвычайно грязная”, а у г. Новосибирска вода оценивалась как “грязная”.
Хронически высоким уровнем загрязненности воды характеризуется р. Томь – один из наиболее крупных и загрязненных притоков Оби. Загрязнение р. Томь начинается в верховье, где в нее сбрасывают сточные воды предприятия горнодобывающей и золотодобывающей промышленности республики Хакассия. На территории Кемеровской и Томской областей р. Томь загрязняется сточными водами крупных промышленных центров, таких как Междуреченск, Новокузнецк, Кемерово, Томск. В большинстве пунктов наблюдений вода реки характеризуется как “грязная”.
Бассейн Енисея
Основными загрязняющими веществами р. Енисей являются соединения меди, цинка и железа, нефтепродукты и фенолы, на отдельных участках реки присутствуют специфические ингредиенты - лигносульфонаты, смолы. В поверхностные воды в 2002 г. сброшено 2,6 куб. км сточных вод, из них требовали очистки - 1,3 куб. км, прошли нормативную очистку всего 0,4% (0,006 куб. км), что является результатом не эффективной работы имеющихся очистных сооружений.
Вода Верхнего и Среднего Енисея по комплексу наблюдаемых показателей в большинстве створов оценивается как “грязная”. Енисей на участке ниже г. Красноярска по-прежнему испытывет большую антропогенную нагрузку, связанную со сбросом сточных вод многочисленных предприятий (АО “Сивинит”, АО “Химкомбинат “Енисей”, АО “Сибтяжмаш”, АО “Красноярский завод синтетического каучука”). В воде реки обнаружены лигносульфонаты, ксантогенаты, смолы, асфальтены. Вода реки в целом оценивается как “очень загрязненная”.
В Саяно-Шушинском водохранилище уменьшилось содержание в воде нефтепродуктов от 14–15 ПДК до 2–9 ПДК. Вода Красноярского водохранилища характеризовалась как “очень загрязненная”. В большинстве пунктов контроля водохранилища обнаружены хлорорганические пестициды.
Вода речного участка р. Ангара, Братского и Усть-Илимского водохранилищ в 2002 г. оценивалась от “слабо загрязненной” до “очень загрязненной”. Залив р. Вихорева в Усть-Илимском водохранилище по-прежнему характеризуется как “чрезвычайно грязный”. В створе ниже сброса сточных вод ОАО “Братсккомплексхолдинг” среднегодовые концентрации в воде лигнина составляли 22 ПДК, сульфидов и сероводорода – 1550 ПДК, а максимальные, соответственно – 50 и 4500 ПДК. Влияние р. Вихорева прослеживалось до пос. Седаново, среднегодовое содержание лигнина составляло 6 ПДК, сульфидов и сероводорода – 450 ПДК, максимальные концентрации достигали, соответственно, 15 и 1700 ПДК.
В бассейне Енисея расположено уникальное озеро Байкал, которое совместно с прилегающими территориями, в том числе и заповедными, относится к объектам Всемирного природного наследия.
Озеро Байкал представляет собой единственную в мире природно-хозяйственную систему редкого ландшафта и ценнейшего разнообразия животного и растительного мира. Это естественное величайшее хранилище пресной воды содержит пятую часть мировых запасов озерных пресных вод (24 тыс. куб. км). Байкальская вода отвечает самым высоким стандартам. Она отличается насыщенностью кислородом, низким содержанием минеральных солей и органических веществ. Наиболее значительное негативное влияние на экосистему озера Байкал оказывает Южно-Байкальский промышленный узел, охватывающий его юго-западное побережье.
В целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал принят Федеральный закон «Об охране озера Байкал» от 01.05.99 № 94-ФЗ, определивший правовые основы охраны озера Байкал. В соответствии с законом на Байкальской природной территории выделены три экологические зоны: центральная экологическая зона; буферная экологическая зона; экологическая зона атмосферного влияния. Администрацией Иркутской области принята и начала реализовываться «Комплексная программа перепрофилирования Байкальского ЦБК и развития г. Байкальска», предусматривающая создание на комбинате замкнутой системы водоснабжения, полностью исключающей сброс производственных сточных вод в озеро Байкал, строительство автономных очистных сооружений для обезвреживания бытовых сточных вод г. Байкальска, снижение выброса вредных веществ в атмосферу, выполнение комплекса мероприятий, направленных на снижение уровня загрязнения почвы и поземных вод.
Бассейн Амура
Река Амур – одна из крупнейших рек Дальневосточного региона. Химический состав воды р. Амур формируется под влиянием загрязняющих веществ, поступающих в реку от источников, сосредоточенных на территориях Читинской, Амурской областей, Еврейской автономной области, Хабаровского и, частично, Приморского краев. Вода р. Амур оценивалась в диапазоне от “слабо загрязненная” до “грязная”. К характерным загрязняющим веществам относились фенолы, соединения железа, меди, цинка, марганца и др.
В 2002 г. ухудшилось качество воды р. Уссури. Вода характеризовалась в диапазоне от “весьма загрязненная” до “грязная”. В целом поверхностные воды бассейна р. Уссури по комплексным показателям оценивались как “грязные”. Критическими загрязняющими веществами являлись соединения меди, цинка, фенолы.
В связи с интенсивным освоением правобережья реки со стороны КНР в последнее десятилетие резко возросла нагрузка на экосистемы бассейна р. Амур. Расточительное использование природных ресурсов при существенном отличии китайских экологических нормативов от российских стандартов ведет к изменению природоресурсного потенциала, в частности, к ухудшению состояния ценных видов промысловых рыб, нарушению сезонных путей миграции копытных животных и охраняемых видов водоплавающих птиц, к изменению фарватера реки в результате неконтролируемых землеройных работ в водоохранной зоне, загрязнению ее вредными веществами.
Соглашения с КНР о совместном использовании и охране трансграничных водных объектов отсутствует. Российской стороной в 1997 г. по дипломатическим каналам передан Китаю проект соглашения, одобренный Правительством Российской Федерации.
Заинтересованность в соглашении очевидна, т. к. качество воды в р. Амур в значительной степени определяется поступлением загрязнений с китайской территории. До 2002 г. китайская сторона категорически отказывала в обмене информацией о состоянии вод р. Сунгари - крупного и антропогенно - нагруженного притока. В 2002 г. в рамках соглашения между Хабаровским краем и провинцией Хейлудзян стороны впервые согласились о ведении совместного мониторинга на пограничных водотоках.
Другой проблемой, характерной для пограничных с Китаем рек, являются русловые процессы на отдельных участках государственной границы, спровоцированные строительством различного рода гидротехнических сооружений на сопредельной стороне. Это сопровождается смещением фарватера реки в российскую сторону и сопряжено с территориальными потерями для России, фиксируемыми при демаркации государственной границы. Например, ситуация у г. Хабаровска, угрожающая потерей островов Тарабаров и Большой Уссурийский (336 кв. км). На эту проблему накладываются такие как угроза водозабору города, разрушение районов застройки на левом берегу, безопасность судоходства.
Бассейн Лены
Основными источниками загрязнения р. Лены являются суда и береговые объекты речного флота, предприятия золото - и алмазодобывающей промышленности, геологоразведочные партии и системы канализации населенных пунктов. По комплексным показателям загрязнение воды варьируется от "условно чистой" до "загрязненной" в большинстве пунктов и грязной на отдельных участках.
Характерными загрязняющими веществами являются соединения меди и фенолы, среднегодовое содержание которых в целом по бассейну не превышает 1–7 ПДК; содержание легкоокисляемых органических веществ (по БПК5), нефтепродуктов, соединений железа не превышает либо соответствует ПДК. В большинстве случаев вода р. Лены и ее притоков характеризуется как «слабо» и «очень загрязненная».
Особую тревогу вызывает состояние и использование главного и ценнейшего ресурса России в бассейнах великих рек - пресной воды. Доля проб воды источников питьевого водоснабжения, не отвечающей гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, в целом по стране составляет 28,4 %, в т. ч. поверхностных – 27%; по микробиологическим показателям – 9,1 и 21,6 %, соответственно.
В Российской Федерации по официальным данным каждый второй житель вынужден использовать для питьевых целей воду, не соответствующую гигиеническим требованиям.
Ежегодный ущерб от загрязнения вод составляет 70 млрд руб., цена риска потери здоровья населения от потребления некачественной воды - 34 млрд руб.
Состояние водохозяйственного комплекса и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений
Основу водохозяйственного комплекса страны составляют 65 тыс. объектов гидротехнического назначения, из них: 36 тыс. водозаборных и сбросных сооружений; около 10 тыс. км защитных дамб и водооградительных валов; 29 тыс. водохранилищ, прудов, накопителей жидких отходов с напорными гидротехническими сооружениями.
Доля напорных сооружений, находящихся в федеральной собственности, не превышает 1% (388 сооружений).
В государственной собственности находится пятая часть общего количества сооружений, более половины принадлежит акционерным обществам и другим частным компаниям, 8% (2281) не имеют собственника (т. е. бесхозные).
Аварийность на ГТС в России в 2,5 раза превышает среднемировой показатель (1 авария с тяжелыми последствиями на 1000 сооружений).
Значительное количество объектов имеют неудовлетворительный и опасный уровень безопасности. Капитального ремонта требует пятая часть сооружений, более 1400 находятся в аварийном состоянии, из них 300 не имеют собственника и подлежат незамедлительной ликвидации.
На 11700 напорных ГТС (42 %) нет служб эксплуатации. Лишь крупнейшие гидроузлы имеют укомплектованный и квалифицированный персонал.
Основной причиной сложившегося положения является недостаточное финансирование в последние годы мероприятий по обеспечению безопасности ГТС собственниками сооружений.
При постоянно увеличивающемся финансировании мероприятий по обеспечению безопасности ГТС, находящихся в федеральной собственности, за счет средств федерального бюджета, при поступлении в консолидированные бюджеты 100% платежей за пользование водными объектами (6,9 млрд руб.) субъекты Российской Федерации фактически на эти цели направляют в среднем от 7 до 20 %. Финансирование иными собственниками в массе крайне недостаточно.
Ежегодные совокупные эксплуатационные затраты на цели обеспечения безопасности ГТС в России в 8-9 раз ниже необходимых.
Обеспечение безопасности ГТС – проблема комплексная. В ее решении задействованы органы государственной власти, местного самоуправления и собственники сооружений. Ключевым вопросом обеспечения безопасности является формирование системы эффективных собственников ГТС.
Неотложной является решаемая в настоящее время задача определения собственников числящихся бесхозными гидроузлов (2281) и принятие по ним необходимых мер по их консервации (ликвидации).
Обеспечение предупреждения вредного воздействия вод
(наводнений, подтоплений, переработки берегов, др.)
В России затоплению наводнениями различной обеспеченности подвержены 400 тыс. кв. км. Ежегодно затапливается около 50 тыс. кв. км. В зоне затопления наводнениями редкой повторяемости расположены более 300 городов, десятки тысяч мелких населенных пунктов с общим населением свыше 4,6 млн чел., более 7 млн га ценных сельскохозяйственных угодий.
В результате переработки берегов выведены из оборота 38,7 тыс. га сельскохозяйственных и лесных угодий.
Прямой среднемноголетний ущерб от наводнений оценивается в 42 млрд руб., из них: в бассейне Волги –9; Амура – 7; Лены – 4,5; Терека – 3,5; Дона – 2,5; Кубани – 2; прочих – 13,5.
Распределение экономического ущерба по отраслям составляет: жилищно-коммунальное хозяйство – 35%; сельское хозяйство – 27; промышленность –14; транспортная инфраструктура –8%.
Ущерб от наводнений на Юге России в 2002 г. составил свыше 17 млрд руб.
Причинами роста ущерба от наводнений являются:
- увеличение повторяемости высоких и катастрофических паводков из-за прогрессирующего снижения аккумулирующей способности водосборов и изменений климатических характеристик;
- ухудшение качества и достоверности прогнозов;
- резкое сокращение объемов финансирования предупредительных противопаводковых мероприятий, строительства и эксплуатации защитных сооружений (по оценке – не более 5-10% от потребности);
- рост количества техногенных наводнений, вызванных авариями на гидротехнических сооружениях, вследствие ухудшения их технического состояния, бесконтрольной застройки пойм в нижних бьефах, а также в зонах форсировки верхних бьефов гидроузлов.
Решение проблемы может быть достигнуто таким комплексом мер, как: повышение аккумулирующей способности водосборов посадкой леса; восстановление водно-болотных угодий; отказ от застройки паводкоопасных территорий без проведения необходимых защитных мероприятий; повышение достоверности прогнозов наводнений развитием сети гидрометеорологических и гидрологических постов с созданием систем оповещения; регламентация режимов хозяйственной деятельности на паводкоопасных территориях; развитие механизмов страхования субъектов хозяйственной деятельности, осуществляющих ее на паводкоопасных территориях и др.
Пути решения проблем восстановления водных объектов, повышения безопасности
Гидротехнических сооружений, устойчивого предупреждения наводнений
Для решения обозначенных проблем МПР России, совместно с заинтересованными органами исполнительной власти, осуществляется комплекс мероприятий, включающий:
- совершенствование водного законодательства (подготовка новой редакции Водного Кодекса Российской Федерации); разработка нормативной правовой и методической базы рационального водопользования; внедрение эффективного экономического механизма водопользования. На первом этапе основной задачей по формированию эффективного экономического механизма является обеспечение направления субъектами Российской Федерации не менее 50% средств от платы за пользование водными объектами на восстановление и охрану водных объектов. В дальнейшем - разработка экономического механизма водопользования, в полном объеме обеспечивающего восстановление водных экосистем, поддержание в безопасном состоянии водохозяйственного комплекса (реализация принципа «вода оплачивает воду»). Для его реализации необходимо признание неналоговой природы платежей за пользование водными объектами, «покраска» водных денег, изменение механизма сбора и консолидации средств от платы на бассейновом уровне, разработка порядка формирования и финансирования бассейновых программ восстановления и охраны водных объектов за счет этих средств;
- реализацию «Комплексного плана действий по восстановлению защитных сооружений и обеспечению нормального функционирования водохозяйственных систем в районах Южного федерального округа» (объем финансирования 2,1 млрд руб.);
- реализацию «Комплексного плана по предупреждению и уменьшению разрушительных последствий наводнений» (объем финансирования свыше 58 млрд руб.);
- разработку и реализацию следующих программных документов: а) «Национальная программа действий по совершенствованию и развитию водохозяйственного комплекса Российской Федерации на перспективу «Вода России – ХХI век» (срок реализации – до 2015 г., ориентировочный объем финансирования из всех источников – около 0,8 трлн руб.); б) «Комплексный план мероприятий по повышению безопасности гидротехнических сооружений в Российской Федерации»; в) бассейновых программ и планов мероприятий по предупреждению наводнений;
- реализацию неотложных мер по установлению собственников бесхозных гидротехнических сооружений, передаче гидротехнических сооружений, утративших федеральную значимость, в собственность субъектов Российской Федерации;
- внедрение страхования гражданской ответственности собственников водных объектов за причинение вреда в результате аварии, а также обязательности резервирования финансовых ресурсов собственником на профилактические и ремонтно-восстановительных работы.
Реализация намеченных мероприятий позволит обеспечить стабилизацию и поэтапное улучшение состояния экосистем водных объектов, в первую очередь – великих рек, существенно снизить риски возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с вредным воздействием вод, повысить безопасность ГТС, решить главную задачу – обеспечение населения и экономики водными ресурсами нормативного качества.
Смирнов Н. Г., заместитель министра транспорта РФ, руководитель Государственной службы речного флота (г. Москва)
ЕДИНАЯ ГЛУБОКОВОДНАЯ СИСТЕМА ЕВРОПЕЙСКОЙ ЧАСТИ РОССИИ.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Современное состояние и проблемы развития внутреннего водного транспорта (ВВТ) определяются комплексом взаимосвязанных факторов и прежде всего эффективным использованием внутренних водных путей (ВВП).
Российская Федерация располагает самой большой в мире сетью ВВП, используемых для транспортного судоходства. Общая протяженность эксплуатируемых ВВП составляет 101,6 тыс. км. На них расположено около 700 судоходных гидротехнических сооружений, в т. ч. 110 судоходных шлюзов. Стоимость основных фондов путевого хозяйства составляет свыше 30 млрд руб.
Перевозочную деятельность на ВВП осуществляют более 1500 хозяйствующих субъектов разных форм собственности. Используются около 28 тыс. судов различного назначения. В 2002 г. транспортными судами перевезено 30 млн пассажиров и 122 млн тонн грузов.
В Европейской части России функционирует не имеющая аналогов единая глубоководная система (ЕГС) протяженностью 6,5 тыс. км. Объемы перевозок пассажиров и грузов по ЕГС за последние три года значительно возросли.
За 2002 г. возрос, по сравнению с 2001 г., объем перевозок грузов: по Волжскому бассейну соответственно на 24,6%; по Волго-Донскому судоходному каналу на 11,8%; по Волго-Балтийскому водному пути на 3,0%; через Кочетовский гидроузел Азово-Донского ГБУВПиС на 14,7%.
Правительство Российской Федерации уделяет большое внимание развитию транспортной инфрастуктуры страны.
Подпрограммой «Внутренние водные пути» ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)», утвержденной Правительством Российской Федерации 5 декабря 2001 г., предусмотрен комплекс программных мероприятий по развитию ВВП и судоходных гидросооружений.
На ЕГС Европейской части России имеются три участка, которые значительно снижают эффективность использования флота:
- Кочетовский гидроузел на Нижнем Дону в связи с малыми глубинами на пороге существующего шлюза;
- участок Городец - Балахна р. Волги из-за катастрофически малых глубин;
- недостаточная пропускная способность Волго-Балтийского водного пути.
Интеграция российских внутренних водных путей в международную транспортную сеть включает подготовку ВВП к плаванию судов под иностранным флагом на направлении международного транспортного коридора "Север-Юг" после выполнения работ, предусматривающих ликвидацию ступенчатости глубин на ЕГС.
Внутренний водный транспорт несет большие потери провозной способности из-за недостатка глубин на пороге шлюза Кочетовского гидроузла. Существующий шлюз Кочетовского гидроузла, построенный в 1919 г. и являющийся федеральной собственностью, не удовлетворяет современным требованиям, т. к. его габариты недостаточны по условиям безопасности судопропуска и не позволяют крупнотоннажным судам, особенно нефтеналивному флоту, проходить через шлюз с полной загрузкой, используя существующие возможности всего водного пути.
Инвестиционный проект "Реконструкция Кочетовского гидроузла на р. Дон со строительством второй нитки шлюза" предусматривает два этапа:
I этап - реконструкция существующих сооружений Кочетовского гидроузла;
II этап - строительство второй нитки шлюза.
К первому этапу отнесены работы, выполняемые за счет средств федерального бюджета, которые направлены на предотвращение прорыва напорного фронта, безопасную эксплуатацию гидроузла и сокращение времени судопропуска.
Целями второго этапа проекта являются: повышение конкурентоспособности перевозок внешнеторговых грузов на участке водного пути между Азовским морем и Цимлянским водохранилищем, который находится в ведении государственного учреждения "Азово-Донское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства "Минтранса России; увеличение общей пропускной способности всего транзитного маршрута.
Реализация инвестиционного проекта "Реконструкция Кочетовского гидроузла на р. Дон со строительством второй нитки шлюза" предусмотрена Федеральной целевой программой "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)". Проект включен в программу международного сотрудничества Российской Федерации на 2002-2004 годы на получение кредитных ресурсов Европейского банка реконструкции и развития, одобренную Правительством Российской Федерации (протокол заседания Правительства Российской Федерации от 18.10.01 №43.)
Минтрансом России, Минэкономразвития России и Минфином России проведена большая работа по подготовке этого проекта к включению его в Программу внешних заимствований Российской Федерации под государственную гарантию на 2004 г.
Концепция проекта кредитования принята операционным комитетом Европейского банка реконструкции и развития. Консультантами Европейского банка реконструкции и развития выполнен детальный инженерный анализ проекта, результаты которого подтвердили высокую эффективность проекта при условии введения платы за проход по второй нитке шлюза.
За счет гранта банка выполнены работы по приведению технических спецификаций проекта к международным стандартам. В настоящее время проводится процедура закупок средств технической помощи за счет банка.
При строительстве второй нитки шлюза и введении платы за ее проход сохраняется альтернативный вариант бесплатного прохода через существующую нитку шлюза. Строительство второй нитки шлюза будет осуществлено без вывода из эксплуатации существующего шлюза.
Строительство второй нитки шлюза позволит: обеспечить безопасность судоходства; надежную эксплуатацию гидротехнических сооружений; увеличить пропускную способность шлюза; обеспечить полную загрузку крупнотоннажного флота; снизить себестоимость перевозок и повысить их рентабельность. Введение платы за проход судов через вторую нитку шлюза не окажет отрицательного влияния на финансовые показатели работы судоходных компаний, флот которых будет осуществлять экспортно-импортные перевозки по этому водному пути.
Ведущие судоходные компании, работающие в южном регионе, проинформированы Минтрансом России о планах строительства второй нитки шлюза с последующим взиманием платы за ее проход и поддерживают их, так как это позволит крупнотоннажным судам идти с полной загрузкой, что в свою очередь значительно повышает доходность перевозок.
Тяжелое положение складывается в навигационный период с глубинами на участке Городец-Балахна р. Волги. Введенный в эксплуатацию в 1956г., Горьковский гидроузел имеет в своем составе два двухниточных судоходных шлюза. В соответствии с проектом глубины на порогах судоходных шлюзов верхней ступени и верхних голов нижней ступени равны 5,0 м.
Пороги нижних голов шлюзов были запроектированы и построены в расчете на строительство нижележащего Чебоксарского гидроузла, с отметкой НПУ водохранилища 68,0 м. Такая отметка обеспечивала бы беспрепятственный проход крупнотоннажных судов на участке р. Волги между Горьковским и Чебоксарским гидроузлами с осадкой 3,6 м. Однако водохранилище Чебоксарского гидроузла наполнено только до отметки 63,0 м, т. е. на 5 м ниже проектной, поэтому участок Волги от Горьковской ГЭС до г. Н.Новгорода остался в естественном состоянии. Этот участок всегда был лимитирующим с точки зрения создания судоходных глубин (2,5 м в период пуска Горьковского гидроузла в эксплуатацию). Здесь постоянно проводились дноуглубительные работы, что, наряду с естественным размывом русла, привело к посадке уровня воды в нижнем бьефе гидроузла на 0,9 м. Соответственно менялся и режим судопропуска через створ гидроузла: в первые годы эксплуатации (глубина 3,5 м на порогах шлюзов № 15 и 16) при пропуске среднесуточного расхода 1100 м3/с составляла 18 ч ежесуточно; в 1987 г. - только 4 ч; в настоящее время такая глубина на порогах шлюзов наблюдается только при среднесуточных расходах не менее 1500 м3/с. Такое положение с глубинами привело к значительным простоям флота в ожидании шлюзования через створ гидроузла, эксплуатации современных грузовых судов со значительным «недогрузом», а также к практическому закрытию навигации для крупных туристических теплоходов.
Прогнозные расчеты показывают, что если не будут приняты соответствующие меры, то в перспективе (2005 - 2007 годы) на порогах нижних голов шлюзов расчетная глубина в навигационный период снизится до 1,4 м. При этом суда с осадкой 2,8 м можно будет пропускать через шлюз в течение 8 ч в сутки только до конца мая и двух часов в сутки - в июле-ноябре.
ОАО «Гипроречтранс» рассмотрел более 15 вариантов решения этой проблемы. Наиболее целесообразным представляется строительство на этом участке р. Волги низконапорного транспортного гидроузла совмещенного с автодорожным мостом в районе с. Б. Козино (891 км по оси судового хода). Этот вариант расположения гидроузла решает все вопросы судоходства через шлюзы Городецкого гидроузла и до г. Н. Новгорода. Он позволит: разгрузить г. Н.Новгород от транзитного автотранспорта в направлении г. Кирова; значительно улучшить экологическую обстановку в городе; упростить конструкцию мостового перехода (за счет использования устоев водосливной плотины с шагом 25 м в качестве опор пролетного строения); избежать устройства судоходных пролетов шириной 110м, т. к. судоходство будет осуществляться через шлюзы.
Строительство гидроузла в этом районе позволяет (с точки зрения интересов речного транспорта) отказаться от поднятия НПУ Чебоксарского водохранилища до отметки 65 м. Это предложение поддерживает РАО «ЕЭС России» и администрации республики Марий Эл и Нижегородской области. Чебексарская ГЭС, водохранилище и шлюзы будут введены в эксплуатацию, а также будут решены многие проблемы, связанные с временной эксплуатацией этих объектов (более 22 лет).
Волго-Балтийский водный путь (ВБВП) - главная воднотранспортная магистраль Северо-Запада России - имеет протяженность 861 км.
В Санкт-Петербурге движение транспортного флота ограничивается наличием 8 низкопролетных разводных мостов на р. Неве, разводимых на 2,5 ч в ночное время для пропуска судов. Это время используется практически на 100 %. Пропускная способность Нижне-Свирского шлюза в пиковые месяцы навигации также используется полностью.
За период с 1997 г. по 2001 г. объем перевозок грузов по Волго-Балту возрос почти в 2,5 раза, преобладающими стали транзитные потоки внешнеторговых грузов (более 60%). По ВБВП в 2002 г. перевезено 15 млн тонн грузов.
Международный коридор «Север-Юг» может добавить на ВБВП еще до 7,0 млн тонн транзитных экспортно-импортных грузов. Возрастает спрос на проход по Волго-Балту туристических судов, в т. ч. с иностранными туристами, что является устойчивым фактором дальнейшего развития водного пути.
Первоочередными мероприятиями, которые позволят увеличить пропускную способность Волго-Балта до 20 млн тонн, являются: завершение расширения судоходной трассы каналов №№ 61-62; завершение реконструкции причальной стенки верхнего подходного канала шлюза № 5; строительство причально - наводочного устройства в верхнем бьефе шлюза № 5; увеличение объемов дноуглубительных работ на водораздельном канале.
На втором этапе необходима: реконструкция причалов НПК шлюза № 1, ВПК и НПК шлюза № 2, НПК шлюза № 6; строительство причала в канале между шлюзами № 4 и 5; расширение НПК шлюза № 2 до 80 м; расширение канала между шлюзами № 3 и № 4 с одновременным строительством набережной на левом берегу.
Дальнейшее увеличение пропускной способности трассы может быть достигнуто только при строительстве вторых ниток шлюзов.
Подпрограммой "Внутренние водные пути" намечено с 2004 г. приступить к корректировке ТЭО строительства вторых ниток шлюзов Волго-Балта, разработанного в 1989 г., его экспертизе и утверждению.
К началу навигации 2003 г. завершены работы по созданию комплекса СУДС на р. Неве, в т. ч. по проводке судов через невские мосты. СУДС создана с использованием современных средств связи, радиолокации и автоматизированных информационных систем (АИС) и сопрягается в части обмена информацией с СУДС Финского залива. В регионе будет образована интегрированная система управления безопасностью судоходства.
Ликвидация узких мест на единой глубоководной системе Европейской части России позволит повысить безопасность судоходства и эффективность использования флота.
Бородко А. В., Руководитель Федеральной службы Геодезии и картографии России
(г. Москва)
ГЕОДЕЗИЧЕСКОЕ И НАВИГАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БАССЕЙНОВ ВЕЛИКИХ РЕК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СПУТНИКОВЫХ ПРИЕМНИКОВ
Стремительное расширение сфер применения спутниковых систем типа GPS и ГЛОНАСС стимулирует постоянный рост количества поступающей в обращение спутниковой приёмной аппаратуры и ее совершенствование, включая методы наблюдений и последующей обработки. По опубликованным в последнее время данным, выпуском приемной аппаратуры потребителей занимаются более 60 фирм, которыми создано более 400 различных типов спутниковых приемников, при этом совершенствованию подвергаются и все спутниковые системы в целом. Прогрессу в этой области способствуют многочисленные исследования, ориентированные на совершенствование процессов наблюдений и обработки спутниковых измерений. Такие исследования позволили существенно минимизировать влияние различных источников ошибок, что привело к значительному повышению, как точности, так и надежности конечных результатов измерений.
При выполнении различных геодезических и топографических работ предполагается функционирование локальных дифференциальных подсистем (ЛДПС) на базе постоянно действующих активных пунктов. В соответствии с "Концепцией перехода топографо-геодезического производства на автономные методы спутниковых координатных определений" предполагается создание сети постоянно действующих (активных) пунктов, ведущих непрерывные наблюдения всех ИСЗ навигационно-геодезических систем и передающих дифференциальные поправки потребителям по каналам связи в режиме реального времени. Создание сети постоянно действующих (активных) пунктов осуществляется на базе пунктов ФАГС.
Сеть пунктов ФАГС и ВГС развивается предприятиями Роскартографии. Развитие сетей ФАГС и ВГС позволило получить единое координатное пространство для выполнения любых геодезических работ с применением спутникового оборудования.
Характерная особенность ЛДПС состоит в сравнительно небольшой дальности действия (до 50-100 км) при обеспечении повышенного уровня точности (сантиметровый для фазовых измерений и дециметровый для кодовых измерений). Рассматриваемые ЛДПС находят применение не только в геодезии, но и в качестве навигационных систем в авиации (при заходах самолета на посадку и при его приземлении), а также при проводке морских судов в зонах узких проливов, сложных фарватеров, на акваториях морских и речных портов.
В России вопросам разработки ЛДПС уделяется повышенное внимание. Применительно к условиям нашей страны предполагается, что сеть ЛДПС, базирующихся на использовании спутниковых систем GPS и ГЛОНАСС, будет эффективно использоваться при организации всенаправленных радиомаяков с целью обеспечения морской, речной и авиационной навигации.
Роскартография планирует создание подобных систем на основе постоянно действующих спутниковых пунктов ФАГС. Создание ЛДПС на базе существующих пунктов ФАГС и ВГС позволило бы обеспечить весь бассейн судоходных рек России единым навигационным пространством. Так, судно, двигаясь по р. Волге, может переходить из зоны действия одной ЛДПС в другую, при этом обеспечится требуемый уровень точности определения координат. Развитие навигации в данном направлении необходимо для обеспечения безопасного судоходства.
В 1999 г., при построении первой очереди сетей ФАГС и ВГС, постоянно действующий пункт спутниковых наблюдений Нижнего Новгорода получил статус пункта ФАГС. При построении второй очереди данных сетей в 2000 г., координаты пункта ФАГС Нижний Новгород были уточнены. Пункт ФАГС Нижний Новгород участвует во всех этапах построения сетей ВГС, проводившихся в 2001-2002 г. г. Наблюдения на пункте ФАГС Нижний Новгород проводятся круглосуточно. На базе пункта и образцового базиса в 2001 г. создан метрологический полигон для проверки спутниковой аппаратуры. Также были определены контрольные центры пункта ФАГС для последующего слежения за изменением пространственного положения основного центра. Пункт ФАГС Нижний Новгород может использоваться в качестве основы построения ЛДПС, обеспечивающей высокоточную навигацию в бассейне Верхней Волги.
Основной проблемой функционирования таких постоянно действующих пунктов в активном режиме для передачи дифференциальных поправок в режиме реального времени по каналам связи (радиоканал, выделенные линии, Интернет и др.) являются ограничения на точность открытого опубликования координат таких пунктов. Поэтому крайне важно в ближайшее время просить Правительство Российской Федерации разрешить своим постановлением открытое опубликование с любой точностью координат постоянно действующих активных пунктов ФАГС для практической реализации высокоточных локальных дифференциальных подсистем на территории России.
2 часть |