РЕКИ И КАНАЛЫ РОССИИ
КРИВОШЕЙ В.А.
Из-во ООО «ОМ-ПАБЛИШИНГ» & «Журнал РТ», М, 2007, 240 стр.
Реки России - ее национальное богатство. Это прекрасное творение и неотъемлемая часть природы, наше прошлое, настоящее и будущее.
В силу многих причин - географического, экономического и политического характера - реки России всегда играли важную роль в истории русского государства. Их значение выходило далеко за рамки обеспечения транспортных потребностей страны. Они способствовали освоению и экономическому преобразованию огромных территорий Поволжья, Урала, Сибири и Дальнего Востока.
Поскольку цивилизация зародилась в бассейнах рек, которые становились базовым природным, а затем и политическим каркасом государства, основное внимание в книге уделено речным бассейнам, которые постепенно соединялись каналами в единую водную сеть России. Были построены Вышневолоцкая, Тихвинская, Мариинская и Северо-Двинская водные системы. В соответствии с планом ГОЭЛРО в 1926г. в строй вступила первая отечественная гидроэлектростанция - Волховская ГЭС. Благодаря Волховской ГЭС было обеспечено электроснабжение г. Ленинграда и создан судоходный путь на всем протяжении р. Волхов. Одновременно были заложены основы для строительства других крупных гидротехнических сооружений.
В 1933г. в строй вступил Беломорско-Балтийский канал, соединивший Белое море с Онежским озером. Благодаря каналу водный путь между Балтийским и Белым морями сократился на 4000 км по сравнению с прежним, в обход Скандинавского полуострова. Был обеспечен доступ к природным богатствам Карелии. В близи трасы появились новые города и поселения, начала развиваться промышленность. В этом же году построен Нижнесвирский гидроузел, устранивший затруднения для судоходства на порожистых участках р. Свирь.
В 1937 г. введен в эксплуатацию канал Москва - Волга, в дальнейшем переименованный в канал имени Москвы. Москва стала портом пяти морей и одновременно была решена важнейшая проблема снабжения столицы волжской водой.
В 1952г. вошел в строй действующих Волго-Донской комплекс, состоящий из Волго-Донского судоходного канала и Цимлянского гидроузла на Дону.
В последующие годы вводились в эксплуатацию все новые и новые комплексные гидроузлы на реках европейской части России: Верхнесвирский на р.Свирь; Куйбышевский, Горьковский, Волгоградский и Саратовский на р. Волге; Камский, Боткинский и Нижнекамский на р. Каме и др.
В результате строительства этих гидроузлов Российская Федерация превратилась в крупнейшую гидроэнергетическую державу. Были созданы условия для плавания крупнотоннажных самоходных судов грузоподъемностью до 5000 тонн и секционных составов до 7500 тонн.
В 1964г. завершилась реконструкция Волго-Балтийского водного пути имени Ленина, что обеспечило широкое развитие водных перевозок между важнейшими экономическими районами страны.
С введением в строй Волго-Балтийского водного пути фактически завершилось создание Единой глубоководной системы европейской части России, протяженностью 6,5 тыс. км. Одновременно были созданы хорошие условия для воднотранспортной связи России с другими странами.
Наряду с судоходными каналами в России построен и эксплуатируется ряд крупных систем перераспределения стока, имеющих протяженность более 3 тыс. км и забирающих примерно 17 км воды. Наиболее известными из них являются Большой Ставропольский, Донской, Невинномысский, Терско-Кумский и другие каналы.
Имеется также большое количество неосуществленных проектов каналов, наиболее крупными из которых являются: Волга-Дон-2, Волга-Чограй, Ростовско-Кра¬снодарский, Багаевский, Волга-Урал, Сибирь-Средняя Азия и др.
О реках СССР написано много хороших книг и справочных пособий, среди которых хотелось бы выделить, по полноте рассматриваемого материала, книги М.И. Львовича "Реки СССР", изд. "Мысль", 1971 г. и А.П.Доманицкого, Р.Г. Дубровиной, А.И. Исаевой "Реки и озера Советского Союза", гидрометеорологическое изд., 1971 г.
Задумывая книгу "Реки и каналы России", автор хорошо понимал, что те большие геополитические изменения, которые произошли на территории бывшего СССР, коснулись рек и каналов.
Многое из того, что было достигнуто в деле освоения речной системы, оказалось заторможенным или даже утраченным.
Существенно обострились проблемы в области безопасности гидротехнических сооружений и предотвращения вредного воздействия вод.
Изменилось законодательное и нормативно-правовое обеспечение в области использования и охраны водных объектов.
Претерпела изменения система управления водными объектами и гидротехническими сооружениями.
Все это вместе взятое и побудило автора взяться за написание новой книги о реках и каналах России.
|